журнал «Председатель ТСЖ» №8, 2015 год.
Николай АРУТЮНОВ
председатель НП«Модернизация МКД»,
директор по развитию ООО «СЗРК»
Отчего так происходит, что человек считает себя ответственным только за собственную квартиру, а не за дом целиком?
Общаясь с председателями жилищных объединений напредмет общего имущества, я составил некий образ многоквартирного дома (МКД)как корабля, идущего по волнам собственного жизненного (эксплуатационного)цикла, пробивающегося через препоны законодательных бурь, норовящих сорватьпоследние паруса, через пиратские атаки РСО. И всё бы ничего, да толькоредкое исключение составляют МКД, в которых жильцы (команда корабля) ведут себяподобающе морскому кодексу — биться за свой корабль до последнего, отступать-тов море некуда! Лишь один из пятнадцати председателей с гордостью скажет: «Намоих жильцов можно равняться, они считают «своим» не только их личную квартиру,но и весь дом целиком». И то такие председатели в основном — председателиЖСК, дома которых строились по корпоративному принципу, когда квартирыприобретались людьми с одного предприятия, спаянными общим делом, дорожащимисвоей репутацией. По большей же части сегодня отношение жильцов к собственномудому напоминает поведение пирата, взявшего судно на абордаж — «поживитьсядобычей и затопить». Отчего так происходит, что человек считает себяответственным только за собственную квартиру, а не за дом целиком? Давайтепопробуем понять суть данной проблемы.
Два типа коллектива
Есть такой социолог и философФердинанд Теннис, он в начале 20-го века ввел в научный обиход диалектическуюпару «община-общество». Такой угол зрения был ему нужен для того, чтобысравнить два подхода к самоощущению человека в группе, к организациисовместного быта людьми. Итак, община, согласно Теннису, это традиционный типчеловеческого коллектива, основанного на органическом родстве всех его членовмежду собой. Прототипом общины является семья и ее члены. Теннис подчеркивает,что в лоне семьи связи между ее членами не являются связями между различнымииндивидуумами, строго разделенными друг с другом. Действительно, мужчина всемье рассматривает свою жену, своих детей и своих родителей не столько какпосторонних индивидуумов, сколько как продолжение самого себя. Их боль — это еголичная боль, их радость — его радость. То же самое можно сказать и о другихчленах семьи. Семья, состоящая из нескольких людей, является в то же времяединым организмом, функционирующим в полной, физической, психической инравственной взаимосвязи. По образцу семьи складываются и более объемныеорганические общины — род, племя, селение и так вплоть до целого народа.Отношение к собственному и соседскому жилищу и собственности равнозначное — ито и другое «моё». Вторым типом коллектива Теннис считает общество. Общество, вотличие от общины, строится не на принципе органического родства и единства, нона принципе коллективного договора (разработали понятие Т.Гоббс, Дж. Локк),искусственно связующего атомарных индивидуумов и регулирующего их совместноесуществование. Общество не предполагает никакой однородности его членов, таккак теоретически оно может возникнуть из любого коллектива индивидуумов,которые, для того, чтобы сосуществовать, просто принуждены будут создать междусобой связи, закладывающие основу социальной нормы. Общество как особый типколлектива основывается на принципе индивидуального эгоизма, предполагающего,что реализация всех потребностей человека, начиная с самых примарных, являетсяего личным делом. По Теннису, община существовала всегда, и именно она представляетсобой наиболее естественный и нормальный тип человеческого общежития. Обществоже возникло на более поздних этапах развития истории в результате разложенияорганических взаимосвязей общины. Социальную историю человечества можно представитькак постоянное движение от общины к обществу. Если в древнем и средневековоммире эти тенденции проявлялись циклически, то, начиная с появления капитализма,победа общества над общиной в Европе стала несомненной, и община со всемисвойственными ей традиционными нормами была вытеснена на перифериюцивилизации.*
Особенность России
Однако если мы взглянем на нашу страну, Россию,то здесь картина несколько другая. На начало ХХ века общинный укладкрестьянской жизни сохранялся у 85%населения*, живущего в сельской местности.От церковного Раскола в середине 17го века до начала сталинскойиндустриализации в конце 20-х годов ХХ века быт обычного русского человека(русский — в мировоззренческом плане, то есть говорящий по-русски, имеющийрусскую культуру и обычаи, верящий в происхождение от единого предка) малоизменялся, лишь лампочка Ильича малознакомым электрическим светом очертилаконтуры далекого коммунистического будущего. Быт же всегда фиксирует состояниединамически развивающейся культуры, то есть по состоянию частного и общегоимущества можно судить о высоком или низком культурном развитии человека.Первый серьёзный клин в общинное восприятие русского мира вбила реформа П. А.Столыпина, позволившая крестьянам выходить из общины, так сказать, становитьсяфермерами. На что община ответила — по стране прокатились стихийные сожжения домови побиения выходящих из общины. Так еще здоровый организм реагировал на вирус, разрушающийего естественное состояние, то есть общинное восприятие мира русским человеком.Второй большой удар по общинному миросозерцанию был сделан во время сталинскойиндустриализации в конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века, когда огромное количестволюдей были вынуждены оставить сельский жизненный уклад, чтобы обеспечитьобороноспособность страны, поднимая индустрию. Так в конце 50-х из 4 жителейСССР только 1 жил в сельской местности. Именно в 1930-е годы укрупняющиесягорода стали «плавильными котлами» для представителей советских этносов, вгородах стиралась их этническая и культурная идентичность, шло созданиеидентичности общесоветской. Стоит отметить, что советские люди, занятые индустриализацией,строительством государства, оставались в общинном восприятии действительности,так как перед ними стояла надэкономическая цель: обеспечение обороноспособностигосударства. Надэкономической такая цель была, потому как лежала не столько вплоскости необходимости обуздать материю и построить 9000 заводов за 10 лет,сколько в том,
* Дугин А. Г., Фердинанд Теннис и структура социалистического мифа. журнал "Элементы"
чтобыбыть готовым к угрозе войны и защитить Родину. Также и сама ВеликаяОтечественная война несла надэкономическую цель — победа над врагом, в которомдышал первозданный хаос, готовый переварить русский мир. Период послевоенноговосстановления разрушенной страны имел целью возвращение к прежней жизни—убрать последствия того кошмара, который откусил от тела народа 26 млнжизней, 1710 городов, более 70 тыс. деревень. Только надэкономическая цельспособна по-настоящему мобилизовать русского человека, усилить общинноевосприятие мира, придать ему сил для сотворения чудес, коим можно назвать ииндустриализацию (9000 заводов за 10 лет — это может быть результат трудатолько свободного человека, полного энтузиазма, видящего результат своеготруда, рабы так никогда не работают), и победу в Великой Отечественной войне (противсил объединенной Европы, безропотно сдавшейся Гитлеру, чтобы далее работать нанего), и восстановление страны (за 8 лет с 1945 по 1952 гг., вместо 20-типо прогнозам наших западных партнеров).
Изменениецели
За обещание новой дачи или машины русский человекне будет так работать, не сможет творить чудеса!.. Со смертью Сталинанадэкономические цели сменились экономическими, народ и его верхушка решилинемного отдохнуть, однако, в дальнейшем вплоть до развала СССР у нас не былонастоящих надэкономических целей (наверное, кроме полёта Гагарина в космос), и странапостепенно скатывалась к государственному капитализму, который открыто началсяс реформы Косыгина–Либермана. Советский Союз разваливали извне. Еще бы! Такой лакомыйкусочек может лет на 50 удовлетворить мировую финансовую элиту, которая подобностае волков будет драть убитую добычу, не помышляя в это время ни о чём другом,лишь прислушиваясь к веселому урчанию своих животов. Но нас невозможно повалитьтогда, когда мы имеем общую надэкономическую цель. В конце 1980-х — начале1990-х народ откровенно обманули, пообещав наступление рая на земле здесь исейчас, причем рая не в духовном, а именно материальном плане, мол, «сейчас выбудете потреблять как белые люди, закройте глаза, откройте рты». У племенаборигенов Полинезии, кстати, следующие представления о рае — на большомкорабле приплывают предки и привозят столько еды, чтобы не надо было работать.Ничего не напоминает?
Сделать выбор
Итак, никакое серьёзное государственноестроительство невозможно без надэкономической цели. Именно при её постановке мывидим, как народ превращается в общину, в единый организм, каждая частькоторого ответственна за себя и за целое. При общинном мировоззрении сами собойрешаются и вопросы отношения к общедолевому имуществу МКД, которое тогдастановится действительно общим. Какие есть сегодня надэкономические цели дляРоссии? Есть простой вариант и сложный. Простой — война и связанные с нейзаботы, когда мы будем вынуждены сплотиться. Сложный — это ежедневная духовнаяработа каждого из нас над собой, обращение сердечного взора не только на себя,но и на ближнего. Звучит не реально, да? Но в первом случае выбор за нас делаетлогика исторического развития современного человечества, а во втором — мы сами. Выбор за нами.
4. 25 марта 2021 на площадке XIII ежегодной конференции «Проблемы ТСЖ и пути их решения» в рамках конференции "Спецсчет для капитального ремонта МКД: как можно тратить накопления? Обзор практики".
Смотрите ЗДЕСЬ
В печатном варианте ЗДЕСЬ
Данный материал является интеллектуальной собственностью ГК "СЗРК" и может использоваться только с письменного разрешения правообладателя.
Группа компаний СЗРК с 2017 года выполнила 44 договора на капремонт c ОСЖ, используя средства спецсчета, владельцем которого являлось как ТСЖ, ЖСК, УК, так и региональный оператор капремонта (не путать со счетом регоператора, так называемым "котлом").
Выступаем в качестве подрядчика на строительные и проектные работы с частичным и полным юридическим сопровождением (от подготовки документов к собранию до подписания актов, включая работу с госорганами) по спецсчетам и обычным источникам финансирования. Работаем по СЗФО, Москве и области.
1 февраля 2022 года нам исполнилось 11 лет!
- 0 судебных исков от Заказчиков за всё время;
- 7 из 10 заказчиков работают с нами снова (история и статистика на сайте)
- СРО на строительство и проектирование, лицензия МЧС;
- состоим в реестре РегОператора СПб, Архангельской области;
- 89,3% работ выполнили без замечаний за 2021 г.
Нажав на окно ниже, Вы сможете прочесть на страницах 2-4 статью газеты Консьержъ "Денег нет, за спецсчет держитесь", посвященную семинару с начальником управления капремонта Жилищного комитета Петербурга на предмет использования спецсчёта.
На странице 5 Вы сможете прочесть статью газеты Консьержъ "Владелец спецсчета ОСЖ или регоператор? Выбор подрядчика за ОСЖ!". Центральная тема статьи - опыт ТСЖ по использованию средств спецсчета, владельцем которого впервом случае является ТСЖ (ул. Димитрова 18), во втором - региональный оператор капремонта (ул. Партизанской славы 12-14). В обоих случаях ТСЖ провели работы в период 18-19 годов и самостоятельно выбирали подрядчика.
Группа компаний СЗРК с 2017 года выполнила 10 договоров c ОСЖ, используя средства спецсчета, владельцем которого являлось как ТСЖ, ЖСК, УК, так и региональный оператор капремонта. Готовы оказать полное сопровождение работ по капремонту от подготовки документов до подписания актов выполненных работ.
Ещё читайте статью, в которой председатель ТСЖ рассказывает, как его дом использовал специальный счет на капитальный ремонт.
Как перейти с общего счёта регионального оператора на специальный счёт? Жмите СЮДА